Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования на 2014 – 2019 гг. — просмотреть/​скачать в формате pdf

План воспитательной работы на 2017 – 2018 учебный годпосмотреть/​скачать в формате pdf

Последнее десятилетие – время демократических перемен. Не случайно в последние годы мы говорим о личностно-​ориентированном подходе к воспитанию в современной школе. Развитие личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека, рассмотрение индивида как творца самого себя, своих обстоятельств. Личностный подход становится ведущим в воспитательном процессе нашей школы.

При разработке основных положений системы воспитания в школе мы руководствовались принципами и генеральными ориентирами «Закона об образовании», в котором говорится: «Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах…». И самый первый из них: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине». И еще: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности; создание условий для ее самореализации».

Вся воспитательная система школы строится на принципах, заложенных в Устав образовательного учреждения. В своей работе коллектив опирается на совокупность идей, принципов, взглядов, составляющих воспитательную систему, выраженных в следующих основных положениях:
1.Воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности путем создания благоприятных для этого условий;
2.Цель воспитания – сформировать личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других;
Поставив перед собой такие цели, педагоги пришли к пониманию необходимости применения личностно-​ориентированного подхода в процессе воспитания учащихся. А это предполагает формирование пространства для развития и проявления индивидуальности учащихся. Внутренняя и внешняя среда учебного заведения должна превратиться в пространство для самореализации и самовыражения природных и социально приобретенных возможностей и способностей детей
Достижения и проблемы в воспитании учащихся и жизнедеятельности образовательного учреждения.

Воспитательный процесс организован в соответствии с требованиями нормативных документов и направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала обучающихся.Администрацией школы уделяется серьезное внимание созданию благоприятного морально-​психологического климата.

Самое пристальное внимание уделяется вопросу здоровьесбережения. Это профилактические медосмотры, горячие бесплатные обеды, выдача профилактические прививки, дни здоровья. Практика показала, что, зная индивидуальные особенности развития своих учеников (состояние здоровья, темперамент, характер, условия воспитания в семье), педагог может более успешно осуществлять учебно-​воспитательный процесс.

Ежегодно утверждается комплексный план воспитательной работы; разработана и действует система ученического самоуправления.

В школе сложились свои традиции: праздники”День Знаний”, “Последний звонок”, встречи выпускников, предметные недели, Зарница и Зарничка, Новогодние праздники, День Влюбленных, посвящение в старшеклассники, конкурсы поделок “Золотая осень”, “Дары осени”, которые являются связующим звеном в системе воспитательной работы. Практика показала, что наиболее приоритетными для наших учащихся являются игровые, театральные, музыкальные, ситуативно-​творческие, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие учащимся проявить свою индивидуальность и творческую способность. В соответствии с возрастными особенностями учащихся нами определены доминирующие виды деятельности. В школе первой ступени доминирует познавательная деятельность, учащиеся начальных классов с удовольствием познают в игре обряды, обычаи и традиции русского народа. Предлагаемый классным коллективам примерный перечень дел предоставляет ученикам возможнсть для совершения коллективного и индивидуального выбора, удовлетворения социально ценных и личностно значимых потребностей, проявления и развития своих способностей. На второй ступени обучения приоритет отдается коллективно творческой деятельности.Раньше акцент делался на сплочение общешкольного коллектива, а сейчас ставится задача использовать возможности коллективной творческой деятельности для развития индивидуальности ребенка.
Органы ученического самоуправления только сформированы, состоят из Президента и секторов: учебного, спортивного, культмассового, технического. пресс-​центра, редколлегии и волонтеров. Работа с классными руководителями проводится через такие формы, как школьное методическое объединение классных руководителей, консультации, собеседования.

Особое внимание уделяется вопросам воспитания на совещаниях при директоре, совещаниях при ЗДВР и педагогических советах.

Большое внимание уделяется работе с родителями, так как постоянное взаимодействие семьи и школы обогащает воспитательную атмосферу среды, вскрывая потенциальные возможности формирования личности. По данному направлению в школе используются формы работы: родительские собрания, педагогические лектории, посещение семей.

В педагогической копилке учителей имеются различные формы организации и проведения классных часов, методические запасы постоянно пополняются. Значительно активизировалась работа классных руководителей.

Все это помогает создать в школе единое воспитательное поле, единую социальную среду.

Вместе с этим в системе воспитательной работы наблюдаются следующие несоответствия:
а) между использованием личностного подхода в воспитании и отсутствием у ряда учителей опыта методически грамотной работы по изучению личности учащихся;
б) между использованием традиционных подходов к воспитанию и содержанием современных воспитательно-​образовательных программ;
в) между желанием родителей видеть своего ребенка воспитанным, образованным и проявлением равнодушия к самим процессам воспитания и образования, перекладыванием родительских обязанностей на учителей;
г) между необходимостью наращивания дополнительного образования и отсутствием материальной поддержки.

Пути устранения несоответствий:
1. Создание единой воспитательно-​образовательной программы школы.
2. Создание классных воспитательно-​образовательных программ.
3. Овладение педагогами личностно-​ориентированного подхода.
4. Повышение ответственности родителей за воспитание детей.
Какие человеческие и педагогические истины проповедует классный руководитель, какие смыслы он он вкладывает в организуемую деятельность, от этого во многом зависит, станет ли воспитательная система класса пространством самовыражения и развития учащихся или нет.
Характерные черты, присущие пространству для самовыражения учащихся:
— наличие благоприятного духовно-​нравственного и эмоционально-​психологического климата в школьном сообществе;
— преобладание отношений доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса;
— сформированность творческой, личностно значимой деятельности, соответствующей потребностям и интересам учащихся;
— наличие у учащихся широкого спектра возможностей для самоопределения во всех сферах школьной жизни;
— существование реальной свободы выбора у детей и взрослых при участии в учебной и внеучебной деятельности.
Строя общешкольную систему воспитания необходимо предоставить возможность каждому ученику для самовыражения в познавательной, коммуникативной, трудовой, игровой, эстетической деятельности, занятиях физической культурой и спортом. Для этого важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Самооценка воспитательной деятельности

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Успешное осуществление возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин в школе, так как России нужны творцы, яркие личности, превосходные специалисты, профессионалы. Воспитание –это целенаправленный процесс развития человека. Грамотно выстроенная и реализуемая программа воспитания – это шаг на пути становления и развития новой школы.
Воспитание играет важную роль в становлении личности ребенка и если оно формально, то результат будет равен нулю. А так как на сегодняшний день воспитание является приоритетным направлением, то важно не допустить формального к нему отношения не со стороны управляющих образовательных структур, не со стороны педагогов, детей, а также родителей.

В образовательном учреждении разработана и в полном объеме реализуется концепция воспитательной системы, которая построена на принципах , определенных государственной политикой в области образования и в Уставе МБОУ «СОШ п.г.т. Южно-​Курильск» ‚и развивается в соответствии с документацией, регламентирующей воспитательную деятельность:
1. Закон РФ «Об образовании» (извлечения);
2. «Типовое положение об образовательном учреждении»;
3.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся;
4.Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;
5. «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»(Письмо министерства образования РФ от 2апреля 2002 г № 13 – 51-28\13);
6. Конвенция о правах ребенка;
7.Рекомендации «об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных символов РФ и их популяризации»;
8.ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
9.Приказ Департамента науки и образования администрации Липецкой области «Об участии органов управления образования в дополнительных мероприятиях по предупреждению распространения ВИЧ-​инфекции в области».
10.Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»(от8 января 1998 г);
11. ФЗ от 24 июня 1999 г № 120-ФЗ»Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
12.Федеральный закон № 38 «О предупреждении в РФ заболевания вызванного вирусом иммунодефицита человека».
13. Федеральная целевая программа ««Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы»
14. Федеральная целевая программа «Дети России на 2010 – 2013 гг»;
15. Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание на 2007 – 2015 гг»;
16.Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений;
17.Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях(извлечения);
18. Положение о совете школы
19.Положение о общешкольном родительском комитете
20.Положение о пришкольном лагере
21.Положение о классном уголке
22.Положение о контроле за посещаемостью
23. Положение об учете неблагополучных семей
24. Положение о дежурном классе
25. Положение о методическом объединении классных руководителей
26.Положение о дежурстве по школе.
27.Должностная инструкция классного руководителя
28.Положение о классном руководстве.
29.Положение о родительском комитете класса

Воспитывать сложнее, чем обучать, процесс воспитания длителен, трудоемок. Но, несомненно, нет труда благороднее, ответственнее, чем труд воспитателя. Педагогическая деятельность требует особого профессионализма и научно-​обоснованной точности, ибо предметом её является самое дорогое и ценное –личность человека. «Воспитывать — значит учить жить»,- отмечал А.С.Макаренко.

В текущем учебном году перед педагогическим коллективом были поставлена цель воспитания:
— формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности, вооруженной для этого необходимыми современными знаниями.
Для реализации поставленной цели педагогическому коллективу филиала необходимо решить следующие задачи:
повышение уровня воспитанности учащихся посредством:

  • формирования гражданско-​патриотического и духовно-​нравственного сознания на основе сохранения культурно-​исторического наследия, отечественных традиций;
  • создания условий, необходимых для обеспечения психолого-​педагогической поддержки обучающихся;
  • формирования здорового образа жизни школьника;4)-совершенствования ученического самоуправления, развития и упрочнения детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

Решение всех вышеперечисленных задач способствует развитию воспитательной системы школы.
Воспитательная система школы является гуманистической. Она ориентирована на личность ребенка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности; на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними.
Воспитательная работа — это часть учебно-​воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-​этического, правового, эстетического сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения. Традиционно воспитательную работу ведут классные руководители, педагоги школы.

Работа школы строится на основании и в соответствии с общешкольным планом работы, который, в свою очередь, планируется в соответствии с направлениями деятельности:

  • гражданско-​патриотическое
  • эколого-​краеведческое,
  • правовое,
  • нравственное,
  • спортивно-​оздоровительное,
  • трудовое,
  • художественно-​эстетическое,
  • профориентационное,
  • семья.

Воспитание осуществляется с помощью: уроков общеобразовательного цикла; внеклассной деятельности; внешкольной деятельности;

Воспитательная деятельность включает следующее:

  • общешкольные праздники;
  • создание ученического самоуправления;
  • дополнительное образование;
  • создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся;
  • социальную работу;
  • совершенствование работы классных руководителей;
  • физкультурно-​оздоровительную работу.

В соответствии с направлениями работы ОУ разработаны и действуют программы и планы на основании которых ведется воспитательная работа:
Программа организации отдыха детей и подростков «Каникулы»;
Программа гражданско-​патриотического воспитания школьников «Виктория»;
Программа «Взаимодействие семьи и школы»;
Программа «Здоровье детей»;
Программа профилактики антинаркотического воспитания обучающихся;
План мероприятий «Сохраним природу от загрязнений»
План мероприятий по профориентационной работе;
План мероприятий по трудовому воспитанию обучающихся;
План мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;
«Воспитательная работа системна: это не одно– два мероприятия независимых друг от друга, а мероприятия, вытекающие друг из друга».

Основной целью внеурочной воспитательной работы школы является создание условий для развития высокообразованной, гуманистически направленной личности, ориентированной на творчество и саморазвитие. Для этого в школе организована работа дополнительного образования. Эту работу ведут учителя нашей школы, которые стремятся создать комфортные условия для интеллектуального и физического развития школьников. Дополнительным образованием охвачены все учащиеся школы. С 2007 года Цыбушкина И.С. руководит кружком художественной гимнастики и хореографии. Учащиеся ее группы не раз становились лауреатами и дипломантами на многих конкурсах и соревнованиях как в Сахалинской области, так и за ее пределами. Ежедневно с 16.00 до 20.00 работает спортивный зал, который предоставляет возможность всем желающим полноценно, а самое главное с пользой провести свой досуг. Следует отметить, что наибольшим интересом среди учащихся пользуется спортивный кружок. Трудно переоценить роль физической культуры и спорта в физическом и нравственном воспитании человека. В секции, которой руководит Ефимов С.А., ребята занимаются баскетболом, футболом, пионерболом играют в подвижные игры. Ребятам предоставляется возможность полноценно и с пользой провести свой досуг, раскрыть и реализовать свои способности в том или ином виде спорта. Важной задачей спортивно — оздоровительной работы в школе является предоставление мощной альтернативы в виде занятий спортом детям и подросткам пагубному влиянию дурных пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам.100% охват учащихся дополнительным образование — большой плюс в работе по профилактике правонарушений и безнадзорности.

Важным звеном в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений является работа школы по пропаганде антинаркотического воспитания.
В соответствии с разработанной программой учителя –предметники и классные руководители внесли изменения в планирование своей работы , добавив мероприятия по профилактике употребления психоактивных веществ. Работа в этом направлении ведется в школе постоянно, но в связи с увеличением случаев употребления наркотиков в районе и области эта работа приобрела более актуальный характер. Мероприятия по профилактике наркомании стали традиционными. Классные руководители совместно с учащимися выбирают различные формы проведения классных часов: беседы, КВН, ролевые игры. Названия классных часов разнообразны. Например: 5 кл. «Мы против наркотиков», 6 – 7 классах КВН «За здоровый образ жизни», 8 класс –ролевая игра «Суд над алкоголем « и др.

В школе ведётся постоянная работа по профилактике правонарушений и вредных привычек.

В направлении профилактики правонарушений школа сотрудничает с Комиссией по делам несовершеннолетних. учреждением культуры, организуются встречи сотрудников правоохранительных органов с учащимися и родителями по вопросам профилактики и здорового образа жизни, просмотр видеофильмов на заданную тематику, выступления творческих коллективов. В систему профилактической деятельности входит: проведение заседаний школьного Совета профилактики (1 раз в месяц), проведение классных часов, профилактических рейдов, работа отряда профилактики из числа старшеклассников с целью предупреждения и просвещения в вопросах профилактики правонарушений, организация встреч с сотрудниками правоохранительных органов (ПДН, ГИБДД) учащихся, родителей, педагогического коллектива, участие в творческих конкурсах на тему правоохранения (конкурс отрядов ЮИД, конкурсы плакатов, рисунков на антинаркотическую тему и т.д.), проводятся мероприятия для пап.

Вопросы жизни и охраны здоровья детей являются сегодня первостепенными в работе. Особое внимание уделяется предупреждению травматизма в учебном процессе. Этому способствует дежурство учителей, обучающихся, проведение в системе классных часов, встреч и бесед. Регулярно проводятся тренировки по эвакуации учащихся и педколлектива в случае пожара и ЧС (один раз в четверть). В каждом кабинете имеются инструкции по ТБ. Стало традиционным проведение общешкольных линеек перед каникулами, ознакомление учащихся по ТБ во время каникул.

Особое значение в плане социализации личности уделяется профессиональной ориентации ученика. Работа в школе по профориентации – это система деятельности общественных институтов (семья, школа, предприятие, организация, начальные, средние учебные заведения, служба занятости населения). Профориентационная работа в школе ориентирована на формирование у учащихся таких знаний и такой социальной готовности, которые позволят ему в будущем успешно реализовать себя в профессиональном мире.

В процессе формирования личности воспитание, как целенаправленное воздействие на человека, играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни. А самыми главными помощниками школы в построении эффективной воспитательной системы, в становлении и формировании высоконравственной личности являются родители, поэтому на протяжении многих лет в школе наиболее актуальной остается работа с семьей.

Семья , как и школа, — это своего рода посредник между формирующейся личностью и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка.

Демократизация школы, превращение её в открытую систему несет изменение общественной позиции педагога, его взаимоотношений с семьей. Актуальное значение приобретает не только взаимодействие в нашем старом, традиционным понимании, сколько , прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании детей.

На протяжении ряда лет в школе сложилась традиция совместной работы с родителями. 2012 – 2013 учебный год не стал исключением. В нашем учреждении работа с родителями в прошедшем учебном году проходила по следующим направлениям:
1) повышение психолого-​педагогических знаний (лекции, практикумы для родителей, классные и общешкольные родительские собрания, открытые уроки и классные мероприятия с посещением родителей, индивидуальные тематические консультации.
2) вовлечение родителей и общественности в учебно-​воспитательный процесс: организация кружков, секций, групп здоровья, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-​технической базы, участие родителей в различных внеклассных мероприятиях школы.
3) участие родителей и общественности в управлении школой: общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, участие родителей в работе Совета школы и Совета по профилактике правонарушений.

Основной принцип работы– принцип сотрудничества, а цель– вовлечение родителей в УВП. Главные направления в деятельности нашей школы по развитию активной педагогической позиции родителей в процессе влияния семьи на её младших членов, а также нейтрализации отрицательных моментов мы видим в том, чтобы рассматривать воспитание в школе и семье как единый процесс. Кроме того, важна общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребёнка, ведущая роль школы в организации этой среды. Чтобы оценить эффективность учебно-​воспитательного процесса, мы ежегодно проводим анкетирование родителей и учащихся по таким темам: «Режим работы школы», «Формы участия родителей во внеклассной работе», «Формы проведения родительских собраний», «Состояние здоровья детей глазами родителей», «Родители глазами детей», «Дети глазами родителей». В анкетировании принимают участие родители учеников 1 – 9-​х классов и учащиеся 5 – 9х классов.

На протяжении ряда лет в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями . Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. Совместно с родителями проводятся мероприятия : День Знаний, День Учителя, День Матери, Новогодние праздники, международный женский день, «Веселые старты»(23 февраля), Последний звонок, Выпускной, общешкольные и классные родительские собрания, круглые столы. Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям.

Огромное значение во взаимодействии семьи и школы имеет работа классных руководителей с семьями учащихся. Классные руководители проводят активную работу по изучению семей с целью выявления их возможностей по воспитанию своих детей и детей класса, группируют семьи по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своих детей и детей класса, В начале учебного года классные руководители заводят дневники , в которых отмечается работа проводимая с учащимися и их законными представителями: беседы с классным руководителем, зам. директора по учебной и воспитательной работе, директором школы, учителями-​предметниками, с целью добиться единства требований к ребёнку со стороны родителей и школы. Классные руководители ежемесячно посещают семьи учащихся с целью изучения домашнего микроклимата ребенка и оказание педагогической помощи в воспитании детей. Следует отметить, что такая работа дает положительные результаты (уменьшение пропусков занятий, активное посещение учащимися кружков, потребность родителей в активной деятельности в учреждении). Совместно с родителями классные руководители проводят спортивные соревнования, классные воспитательные мероприятия. Следует отметить увеличение посещений родителями родительских собраний. Привлечение внимания к жизни ребенка со стороны родителей, активное и плодотворное участие в ней –это главная задача в работе классного руководителя. В начале учебного года составляется банк данных на родителей и учащихся. Это дает большое преимущество педагогам, так как, приступая к работе с детьми, они уже владеют небольшой информацией о них и их законных представителях.

Родители – это пример для ребенка. В семье закладывается фундамент личности, её нравственные ценности, ориентация, убеждения, а школа обеспечивает активное удовлетворение потребностей ребенка, развитие интеллектуальных и творческих способностей. Семья и школа – это единое целое, направленное на достижение одной цели– воспитание и обучение детей.

Ш.А. Амонашвили писал: «нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду». Именно к созданию такой воспитательной среды ежеминутно стремится каждый участник учебно-​воспитательного пространства нашего образовательного учреждения.

 

Welcome 200GBP Bonus at Bet365 here.